Building Online
Покупателям жилья (Life): журнал  ежегодник экспертиза        
Частным инвесторам: ПИФы             
Арендаторам (Commercial): журнал ежегодник проверено        
Профессионалам (Business): журнал конференции инвестиции дом      
Russian Review (in English): magazine            
Сервисы: о нас решения подписка реклама контакты вакансии медиа-кит (1 Mb)

BUILDING BUSINESS
Building Business
№4, Июнь
Реклама
Подписка
Подари подписку
Конференции
Инвестиции
BUILDING LIFE Building Life
№9 (5) Город, Июль
Building Life
№9 (5) Загород, Июль
Реклама
Подписка
Распространение
Кто читает Building Life
Партнеры Building Life
BUILDING COMMERCIAL Building Commercial
№1, Июль
Реклама
Подписка
РЕКЛАМА

БИЗНЕС НА СОВЕТАХ


Журнал Building Life №4

20% СДЕЛОК НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ МОСКВЫ В 2004 ГОДУ ПРОШЛО С УЧАСТИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ. СОВЕТЫ ИНВЕСТОРАМ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ДАВНО ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ПРОСТО ДРУЖЕСКОЙ УСЛУГОЙ, А ТЕПЕРЬ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ В ЖИЛЬЕ СТАНОВЯТСЯ НОВЫМ, ВЕСЬМА ДОХОДНЫМ БИЗНЕСОМ.

ГЛАВНЫЕ ЦИФРЫ
20% ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА СДЕЛОК В 2004 ГОДУ СОСТАВИЛИ ОПЕРАЦИИ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОДАЖЕ ОБЪЕКТОВ С УЧАСТИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ
$50–300 ТЫС. ИЛИ 2–5% ОТ СУММЫ СДЕЛКИ СОСТАВЛЯЕТ СРЕДНИЙ ГОНОРАР КОНСУЛЬТАНТА
25 РОССИЙСКИХ РИЭЛТЕРСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ОКАЗЫВАЮТ УСЛУГИ ИНВЕСТОРАМ В МОСКВЕ

Значительное увеличение
в 2004 году количества непрофильных инвесторов, предпочитающих вкладываться в недвижимость, стало причиной формирования нового рынка — консалтинговых услуг для риэлтерских компаний. В этом году операции по инвестиционной продаже объектов с участием консультантов составили уже более 20% от общего количества сделок. Как признают участники рынка, через несколько лет ни один оператор недвижимости, претендующий на лидирующие позиции, не сможет существовать без подобного подразделения.

Цели и цены
Главная задача инвестиционного консультанта — помочь клиенту сделать так, чтобы его инвестиции стали коммерчески успешными. В основе этого — знание рынка. Поэтому самый хороший консультант — это практикующий брокер. Он плотно работает с клиентами, имеет существенный опыт успешных продаж именно в том сегменте, который интересует инвестора. Все остальное в инвестиционном проекте — расчет рентабельности, анализ денежных потоков, внутренней нормы доходности и т. д.— не более чем простейшая финансовая математика, считает Андрей Мажаров.
Клиенту при выборе консультанта прежде всего следует обратить внимание на результаты его практической работы, качество его портфолио и рекомендации. Большое значение, как для качества результата, так и для цены услуг, имеет происхождение самой компании. Чем лучше и опытнее специалист, чем выше рейтинг его компании-работодателя — тем дороже обойдутся его услуги, но тем больше вероятность, что вы приумножите свои капиталы, а не потеряете их. Однако все это не означает, что для грамотного инвестирования $100 тыс. в загородный рынок жилья необходимо явиться в компанию типа Ernst & Young. Тамошние инвестиционные аналитики зарабатывают столько же и больше за один день. По сделкам на суммы до $1 млн на рынке жилья лучшие друзья инвестора — московские риэлтерские компании. Они берут с клиента 2–5% от инвестируемого капитала или фиксированные комиссионные — как договоритесь. За исследование объекта недвижимости, его анализ и подготовку маркетинговых материалов консультант обычно берет фиксированное вознаграждение. По словам Ольги Архангельской, руководителя отдела консультационных услуг по недвижимости компании Ernst & Young, поиск инвестора ведется на условиях success fee — процента от сделки, сумма кото может существенно варьироваться в зависимости от сложности и объема сделки (при крупных сделках процент ниже), а также от индивидуальных особенностей сделки (юридической структуры, эксклюзивности и иных параметров). Наиболее «привычные» для рынка цифры — 2–5% от суммы сделки.

Основные игроки
Хотя спрос на подобные услуги увеличивается, в Москве бизнес инвестиционного консалтинга находится в самом начале своего развития. Юлия Кучеренко, аналитик компании Paul’s Yard, оценивает рынок инвестконсалтинга как перспективный и развивающийся: «За месяц к нам обращается около десяти клиентов. В основном это юридические лица, которые интересуются вложениями в коммерческую недвижимость, торговые и офисные проекты, но приходят и желающие инвестировать средства в жилье».
По словам Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, сейчас на рынке можно выделить три типа компаний, предоставляю щих консалтинговые услуги по инвестициям в недвижимость. Первая группа — это международные консультанты по недвижимости, которые первыми на столичном рынке стали предоставлять подобные услуги (Stiles & Riabokobylko, Colliers International, Noble Gibbons, Jones Lang LaSalle, Knight Frank, GVA Sawyer). Вторая — крупные консалтинговые компании широкого профиля (Pricewaterhouse, Ernst & Young). Третья группа — крупные инвестиционные компании («Тройка Диалог», «Атон» и т. д.). Как отмечает Александр Шагалов, эксперт компании Paul’s Yard, основными участниками рынка консалтинга в коммерческой недвижимости являются крупные брокерские компании, работающие с высококлассными объектами. Их не более 10,— считает Шагалов.

Крупные зарубежные консультанты традиционно считают себя лидерами на этом рынке. И не зря. На Западе без специализированных отделов capital markets, которые занимаются подобными услугами, немыслимо существование ни одной крупной риэлтерской компании. А в России опыт инвестиционных продаж минимальный — самому рынку недвижимости едва исполнился десяток лет. По словам Константина Романова, развитие рынка недвижимости в России и проекция на него западного опыта говорит о том, что уже через несколько лет ни одна фирма, претендующая на крупную долю рынка, не сможет существовать без этого подразделения.
На рынок инвестконсалтинга в последние два года усиленно стремятся попасть новые игроки — риэлтеры жилой недвижимости, которые заметили на рынке присутствие инвесторов с бюджетом от $300 тыс. до людей и компаний, фактически неограниченных в средствах. Такие клиенты для риэлтеров — золотое дно, поскольку в их действиях существует только одна четкая цель — вложить деньги, но нет точного представления, куда именно. Поэтому их легко можно убедить потратить деньги на объекты, продажа которых выгодна самой компании.
Большинство крупных риэлтерских структур начали открывать подобные отделы и приняли активное участие в формировании рынка. Первыми на эту дорожку вышли компании, специализирующиеся на продаже элитного загородного и столичного жилья. О создании отделов консалтинга для инвесторов заявили компании Paul’s Yard, «Инком-недвижимость», МИАН, «Миэль-недвижимость», Soho Realty, «Терра-недвижимость», «Калинка-риэлти», «Новое Качество» и еще порядка 10 крупных риэлтерских структур города. Причем никто из риэлтеров сейчас уже не может вспомнить, кто из них предложил эту услугу для рынка жилья первым. А может, лукавят,— конкурентов рекламировать не хотят.
Однако количество консультационных отделов у риэлтеров пока не идет впрок качеству их услуг. По словам Александра Илюхина, управляющего партнера, руководителя департамента элитного жилья компании «Новое Качество», действительно профессионально проконсультировать по выгодному вложению в недвижимость могут сотрудники буквально четырех-пяти московских риэлтерских компаний. Остальные используют вывеску по ведению консалтинга как весьма умный и оправдывающий себя способ поиска состоятельных клиентов.

Подписка на журнал Building Life

АДРЕС РЕДАКЦИИ, УЧРЕДИТЕЛЯ И ИЗДАТЕЛЯ

105055 РОССИЯ, МОСКВА, НАБ. АКАДЕМИКА ТУПОЛЕВА, 15, СТР.2, «ТУПОЛЕВ ПЛАЗА»
ТЕЛ./ФАКС (095) 980-7113  ИНТЕРНЕТ: WWW.BUILDING.SU  E-MAIL:

© BUILDING Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения