Building Online
Покупателям жилья (Life): журнал  ежегодник экспертиза        
Частным инвесторам: ПИФы             
Арендаторам (Commercial): журнал ежегодник проверено        
Профессионалам (Business): журнал конференции новости инвестиции дом    
Russian Review (in English): magazine            
Сервисы: о нас решения подписка реклама контакты вакансии медиа-кит (1 Mb)

BUILDING BUSINESS
Building Business
№5, Июль-август
Реклама
Подписка
Мнения подписчиков
Ознакомительная подписка
Конференции
Бизнес-решения
Инвестиции
BUILDING LIFE Building Life
№10 (6) Город, Сентябрь
Building Life
№10 (6) Загород, Сентябрь
Реклама
Подписка
Распространение
Кто читает Building Life
Партнеры Building Life
BUILDING COMMERCIAL Building Commercial
№1, Июль
Реклама
Подписка
Распространение
РЕКЛАМА

УШАСТЫЙ PR


Журнал Building Business №1

ДЛЯ ДОНЕСЕНИЯ ДО МОСКВИЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ ВЛАСТЕЙ САМА ВЛАСТЬ ИНИЦИИРУЕТ СОЗДАНИЕ СМИ — ПЕЧАТНЫХ, ТЕЛЕВИЗИОННЫХ, РАДИЙНЫХ. ОДНАКО ЭТОГО МАЛО, ПОЭТОМУ ВЛАСТИ СОЗДАЮТ БОЛЕЕ «ПРОГРЕССИВНЫЕ» РЫЧАГИ ВЛИЯНИЯ НА МАССЫ. НАПРИМЕР, СТРОЙКОМПЛЕКС МОСКВЫ РЕШИЛ СОЗДАТЬ ОБЩИЙ ФОНД НА СРЕДСТВА ЗАСТРОЙЩИКОВ ДЛЯ ПРОМОУШНА СВОИХ УСПЕХОВ НА НИВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.

Такие участки получают столичные PR-помощники

Итоги расследования, которое провел Building Business, пользуясь исключительно открытыми источниками, показывают, что крупнейший PR- и рекламный бюджет в Москве на 2005 год принадлежит отнюдь не «Дон-Строю» или «Капитал Груп», рекламные полосы которых имеют почти все влиятельные столичные СМИ. Самый крупный игрок на этом рынке — столичная власть. Речь идет о расходах в бюджете Москвы на так называемые дотационные СМИ столицы (см. таблицу).

К примеру, комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы за год потратит почти 3 млрд 140 млн руб. на средства массовой информации, 212,5 млн — на периодическую печать и издательства, более 105 млн — на господдержку СМИ, учрежденных органами законодательной и исполнительной власти, и еще порядка 755 млн — тоже на некую господдержку СМИ.
Департамент экономической политики и развития города израсходует на информационное обеспечение порядка 455 млн руб., финансово-хозяйственное управление мэрии — более чем по 13 млн руб. на СМИ, печать и издательства, а также на господдержку периодических изданий. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города — более 123 млн руб.
Основная функция СМИ, которые дотирует местный бюджет,— защищать интересы своих спонсоров. Частные СМИ, конечно, тоже «танцуют» те, кто их «ужинает». Однако в случае с муниципальными изданиями источник средств — не частный капитал, а бюджет города.
Существуют два базовых канала финансирования СМИ, которые отражают позицию власти в освещении жизни города и прежде всего движений «локомотива экономики» Москвы — строительного комплекса. Первый — прямые дотации из городского бюджета. Второй — «поддержка» дружественных, ведущих правильную политику «в русле высочайших решений» изданий за счет размещения органами исполнительной власти города (департаментами, комитетами и т. д.) рекламы или информации на правах рекламы.
Представители независимых печатных СМИ оказываются в более сложном положении, нежели их «дотационные» коллеги. Во-первых, им приходится зарабатывать деньги самостоятельно, во-вторых, именно их независимая и неподконтрольная позиция мотивирует чиновников избегать контактов и под разными предлогами уклоняться от предоставления информации. Конечно, бессмысленно запрещать органам власти иметь собственные СМИ и ограничивать возможность влияния на мнение и настроение горожан. Другое дело — обязать власть применять при этом только законные методы. Однако именно законность используемых властью схем финансирования дружественных СМИ вызывает подозрение.

Например
Как стало известно Building Business, в бюджет одного из изданий, указанных в таблице, в 2005 году должно было поступить из городского бюджета порядка $1 млн. При этом в 2004 году в несколько госучреждений стройкомплекса Москвы пришло распоряжение за подписью мэра города (копия распоряжения находится в редакции) с указанием «оказать содействие в укреплении материально-технической базы» этого издания.
Однако в бюджете этого учреждения таких неожиданных расходов не было предусмотрено. Поэтому руководители попытались воспротивиться: первая проверка выявит нецелевое использование средств. Но открутиться им, похоже, не удастся. Чтобы сломить их сопротивление, в январе этого года (уже после утверждения бюджета Москвы на 2005 год) в организации прислали еще более конкретное указание — подписать договоры об информационном сотрудничестве с этим изданием и, как пафосно заявлено в документе (его копия также находится в редакции), «десятки тысяч московских семей, которые читают газету, будут знать, как стройкомплекс столицы работает на благо москвичей». Сумма в договоре с издательством была адекватна стоимости 15 полос рекламы в нашем потребительском журнале про недвижимость Building Life. Получается, что помимо бюджетных средств издание получило стабильный поток рекламных денег, собранных по указу сверху. Либо бюджетные деньги не будут доведены до этого СМИ из-за вовремя поступившей «рекламной поддержки». Насколько законны такие методы — судить уполномоченных на то органам.
Однако и бюджет, и «дополнительные выплаты» не единственные источники явных и скрытых дотаций пропаганды. Есть у власти и иные рычаги влияния на москвичей через СМИ.

Стройка ищет пиарщика
Известно, что активная градостроительная деятельность в Москве ведется на стыке противоборства интересов разных групп инвесторов, которые и сами могут ставить палки в колеса неудобным для их бизнеса проектам, и уже умеют грамотно использовать для этого праведный гнев жителей районов, где начинаются очередные стройки. Противостояние им требует от власти и от компаний использования определенных рычагов влияния на общественное мнение. Прежде всего — через СМИ.
Если требуется опубликовать что-то выгодное московским властям в дотационных, дружественных изданиях — проблем не будет. Правда, и влияния у таких СМИ на экономически активное население небольшое. А инициировать публикацию в независимой прессе можно только создав хороший, действительно интересный информационный повод, который руководители пресс-служб старой формации создавать не умеют. Впрочем, надо отдать должное чиновникам и кормящимся у их стола инвесторам: весной 2004 года они впервые задумались о выработке специальных PR-технологий для трансляции правильных мыслей на станицы любых СМИ.
Итоги расследования, которое проводил в январе-феврале Building Business, ясно свидетельствуют о создании мощной, имеющей опыт в реализации сложных PR-задач, структуры, которая сейчас консолидирует средства ведущих столичных застройщиков и инвесторов для реализации программы «информационного сопровождения крупнейших градостроительных проектов».
В феврале 2004 года вышло постановление правительства Москвы (№97-ПП) «О создании открытого акционерного общества ‘‘Московские информационные технологии’’», в котором говорилось, что город совместно с Научно-исследовательским институтом социальных систем при МГУ им. М. В. Ломоносова (директор — Валерий Корецкий) выступил учредителем (соответственно — 51% и 49% акций) этой компании. Созданная, заметьте, коммерческая компания должна была взять на себя функции информационного сопровождения строительных проектов в столице. Свою деятельность компания начала с миссии образовательной. По словам заместителя директора НИИ социальных систем Александра Шелухина, ОАО МИТ провело весной 2004 года обучающий семинар для руководителей префектур и управ города на тему сглаживания конфликтов с жителями в случае их негативной реакции на разворачивающиеся под окнами стройки.

Вскладчину
Для активизации работы коммерческой компании МИТ, естественно, были необходимы финансовые ресурсы. Закладывать их в бюджет города было, видимо, неосмотрительно и не вполне законно — это пусть решают юристы. Поэтому 5 мая вышло очередное распоряжение столичного правительства (№867) «Об организации работ по информационному сопровождению строительства», в котором, во-первых, был определен перечень конкретных объектов строительства и реконструкции, требующих информационного сопровождения, во-вторых, приводился расчет стоимости работ (здесь документ ссылается на «Приложение», которого в открытом доступе найти не удалось), и, наконец, самое главное — установлено, что «источниками финансирования расходов по информационному сопровождению строитель ства являются средства инвесторов». Это означает, что все компании, попавшие в перечень, должны «скинуться» на финансирование работы МИТ. Контроль за выполнением распоряжения был возложен на первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина.
Как свидетельствуют источники Building Business, в январе нынешнего года Ресин провел ряд совещаний с застройщиками, на которых он осуществлял контроль за подписанием застройщиками с МИТ договоров на информационное сопровождение. Однако в официальном ответе пресс-центр КААСРГ (Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города) опровергается факт официального лоббирования интересов МИТ среди застройщиков и наличие договорных отношений с этой компанией.
К сожалению, Building Business пока не смог выяснить объем привлеченных МИТ средств по договорам с застройщиками, а также уточнить список компаний, которым предписано участвовать в консолидации средств на PR стройкомплекса, так как к моменту верстки журнала ответ на официальный запрос от института еще не поступил. Но, по свидетельству источников Building Business в девелоперских компаниях, они испытывают серьезное давление со стороны чиновников стройкомплекса по поводу задержек с оформлением договоров. Оплата — по факту О тесном взаимодействии властей города с МИТ достаточно красноречиво говорят и косвенные факты. Так, соучредитель ОАО МИТ — НИИ социальных систем — осенью 2004 года получил весьма щедрый подарок от столичных властей. На сентябрьском общественном градостроительном совете при мэре Москвы было одобрено предпроектное предложение застройки участка между улицами Остоженка и Пречистенка (площадь перед метро «Кропоткинская», где предполагается построить трехуровневый подземный комплекс и четырех- или пятиэтажное здание под магазины, офисы, ресторан и апартаменты). На отведенном для проектирования участке находятся два памятника архитектуры — здания Белых и Красных Палат, а также послепожарный особняк XIX века и сгоревшее здание начала XX века, в котором располагался диспансер. Собственно, необходимостью восстановления диспансера и объясняется, как говорят в НИИ, привлечение инвестиционных ресурсов. Получение прав на застройку этого участка в институте подтвердили сразу после проведения общественного совета, однако и тогда, и сейчас, в феврале, назвать имя соинвестора проекта отказались.

Лечение обучением
Впрочем, печалит не столько «непрозрачность» действий власти: к этому в сложном городе Москва уже, к сожалению, привыкли. Досадно, что столь масштабные инвестиции работают неэффективно. Дотации на СМИ, которые вряд ли смогут выжить и играть по объективным правилам рыночной экономики, уходят в песок: доверие и влияние этих СМИ на москвичей становится все слабей. Появление новых инструментов и институтов PR-влияния стоило бы приветствовать даже просто как попытку что-то изменить, улучшить. Но и новым методам продвижения PR по-московски пока очень не хватает изящества, как слону в посудной лавке — и «уши» торчат, и бизнесу тяжко.
Что же касается конструктивных предложений, Building Business как единственное сейчас на рынке специализированное и независимое профессиональное издание со своей стороны готов организовать и обеспечить финансирование из открытых, прозрачных и абсолютно легальных источников программу обучения специалистов PR-служб стройкомплекса и компаний, испытывающих трудности с формированием благожелательного «общественного мнения».
В частности, приглашаем принять участие в апрель-ской конференции «Маркетинг жилой недвижимости», где будут обсуждаться современные PR-технологии.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРИ МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА был создан в апреле 1998 года. Институт привлекался к участию в политических кампаниях, а также оперативному информационно-аналитическому сопровождению государственных органов и коммерческих структур. С октября 1996 года по заказу правительства Москвы институт осуществляет социально-экономический мониторинг города Москвы, а с 1999-го и мониторинг СМИ. В 1996 году сотрудники института принимали участие в работе избирательного штаба президента РФ, в аналитической работе по политическому планированию, информационно-аналитическому обеспечению руководства ОРТ. В 1999 году институт осуществлял информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании блока «Отечество — Вся Россия»

[an error occurred while processing this directive]

АДРЕС РЕДАКЦИИ, УЧРЕДИТЕЛЯ И ИЗДАТЕЛЯ

105055 РОССИЯ, МОСКВА, НАБ. АКАДЕМИКА ТУПОЛЕВА, 15, СТР.2, «ТУПОЛЕВ ПЛАЗА»
ТЕЛ./ФАКС (095) 980-7113  ИНТЕРНЕТ: WWW.BUILDING.SU  E-MAIL:

© BUILDING Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения