Building Online
Покупателям жилья (Life):
Инвесторам:
Арендаторам (Commercial):
Профессионалам (Business):
Архитекторам (ARX):
Сервисы:
 
BUILDING BUSINESS
Building Business
№7, Сентябрь
Архив
Реклама
Подписка
Мнения подписчиков
Конференции
Премия Building Awards Бизнес-школа
BUILDING LIFE Building Life
№7 (21)
Архив
Реклама
Подписка
Кто читает Building Life
Партнеры Building Life
BUILDING COMMERCIAL Building Commercial
№9, Сентябрь
Архив
Реклама
Подписка
Партнеры Building Commercial
ARX Building ARX
№5, Июль
Реклама
Подписка
BUILDING РЕГИОН
Building РЕГИОН
№1, Май

Russian Real Estate
Russian Real Estate
№2, Июнь
Реклама
Подписка
ПОИСК ПО САЙТУ

Google

 BUILDING.SU
 WWW



ПАРТНЕРЫ

Хочешь ехать - плати!


Журнал Building Business №4

Дорог в России не хватает, а их качество оставляет желать лучшего. Но строительство новых магистралей сопряжено с большими затратами, которые не так просто окупить на уровне государства. Выходом из этой критической ситуации должно стать частно-государственное партнерство по строительству сети платных дорог и передача их в эксплуатацию инвесторам по договорам концессии.

Отчет о конференции

Нам любые дОроги дорОги

К 2010 году интенсивность движения на основных российских магистралях вырастет в полтора раза. Очевидно, что имеющаяся сегодня дорожная сеть не сможет справиться с этим потоком. Уже сегодня действующие магистрали перегружены в 2–3 раза. Мне видится, что выходом должно стать строительство платных дорог по договорам концессии. Сразу оговорюсь: мы не ставим задачу сделать платными все дороги и лишить автомобилистов возможности перемещаться по стране бесплатно. Строительство платной магистрали возможно лишь в том случае, если у нее останется бесплатный дублер – мы должны предоставить людям альтернативу.

В мировой практике строительство платных дорог развернуто широко и давно. Так, в 30 развитых странах мира существуют платные дороги. А 17 европейских стран объединились в ассоциацию, у которой в общей сложности 23 000 км платных дорог.

У нас пока таких дорог нет. Но уже есть первые проекты их строительства. Это будет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), скоростная трасса Москва–Санкт-Петербург и трасса, которая пройдет в обход города Одинцова. В дальнейшем эту сеть планируется расширять. Для этого мы сейчас активно изучаем опыт строительства платных магистралей на Западе, принципы работы ЧГП и ведем переговоры с крупнейшими мировыми концессионерами. Ведь построить новые дороги только за счет государственных инвестиций малореально. Значит, необходимо привлечение частного капитала, который придет только в том случае, если будет видеть реальную выгоду для себя, возможность окупить затраты и приумножить свои активы. Добиться этого можно, лишь сделав дороги, строящиеся с привлечением частного капитала, платными. Но передавать дороги в собственность частных структур мы не будем, а ограничимся договорами концессии, по которым инвестор получит право эксплуатации дороги и освоения придорожных территорий. Сегодня действует программа на 2002–2010 годы. Основная ее задача – создание сети платных дорог, эксплуатация которых будет осуществляться на коммерческой основе. Это позволит нам решить проблему привлечения инвесторов в инфраструктурные проекты, а также создать сеть дорог, которая снимет нагрузку с действующих трасс. Причем государство также примет участие в этих проектах.

По окончании строительства построенные таким образом дороги останутся в собственности государства, а управлять ими будут частные компании по договору концессии, заключенному примерно на 30 лет.

Один из самых значимых проектов этой программы – безусловно, строительство ЦКАД. Проект ЦКАД является для Московской области основным проектом десятилетия, определяющим концепцию экономического развития региона. Строительство этой магистрали позволит создать стартовые условия для подъема экономики прилегающих территорий, явится колоссальным стимулом для их освоения и многофункционального использования. Помимо этого, ЦКАД – инструмент спасения головных участков федеральных автомобильных дорог от транспортных пробок. Понятно, что без нее автомобильное движение в центре области будет парализовано. ЦКАД должна будет решить ряд глобальных проблем, характерных сегодня не только для московского региона, но и для страны в целом.

Обоснованные инвестиции

Как же будет реализовываться данный проект? Для начала следует отметить, что существующие Малое и Большое московские кольца (ММК и БМК) – это дороги второй категории, имеющие преимущественно по одной полосе в каждую сторону. Поэтому и движение по ним идет с низкой интенсивностью. А строительство ЦКАД позволит перехватить транзитный поток подальше от столицы. Но для этого ЦКАД нужно построить.

Создание ЦКАД как новой дороги может вестись не «с нуля», а опираясь на существующие ММК и БМК, проходящие в 50 и 80 км от центра Москвы соответственно. Общая протяженность дороги составит 442,7 км: участок на базе ММК – 194, 8 км, на базе БМК – 109,7 км, новое строительство – 33,9 км. Также в рамках проекта планируется построить 2 крупных мостовых перехода и обходы городов общей протяженностью 144,7 км. Планируемое количество полос на ЦКАД – от 2 до 6 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 – с железнодорожными переездами. По предварительным данным, объем инвестиций в проект составит 231 млрд рублей ($8,25 млрд).

Но, подчеркну, это пока лишь предварительные оценки. Сейчас идет процесс обоснования инвестиций в проект, которым занимается компания IR-Development (дочка «Открытых инвестиций). На сегодняшний день сданы первый и второй этапы исследования, идет работа над третьим и четвертым (сроки сдачи – июнь и июль 2006 года соответственно), которые включают по каждому из вариантов прохождения ЦКАД следующие пункты: - определение структуры и динамики затрат на строительство; - разработка предложений по срокам и очередности строительства; - разработка прогноза интенсивности движения; - обоснование размера и формы платы за проезд.

Таким образом, сказать что-либо о прохождении оси дороги пока невозможно. Это станет известно лишь по завершении обоснования инвестиций. Уже в августе-сентябре мы планируем провести тендер на строительство самой дороги, после чего в начале 2007 года уже приступить непосредственно к строительству. Сейчас государство резервирует участки в зоне прохождения ЦКАД.

А в начале следующего года мы планируем провести первый тендер на строительство объектов на придорожных территориях. Проводиться эти тендеры будут поэтапно. Никто не станет ждать, пока купят все. Вполне возможно, что инвесторами придорожных территорий станут те, кто будет строить саму дорогу. Это дополнительный стимул для них. Кстати, недостатка в инвесторах мы не испытываем. Желающих уже много. И это вселяет оптимизм касательно реализации столь масштабного проекта в указанные сроки.

Цели строительства ЦКАД:

  • создание связующего звена между городами Московской области;
  • улучшение условий развития бизнеса в регионе;
  • оптимизация транспортных потоков и их перераспределение;
  • повышение инвестиционной привлекательности области;
  • снижение нагрузки на перегруженную МКАД;
  • стимулирование появления новых узлов экономического развития;
  • снижение отрицательного воздействия насыщенного движения автотранспорта на экологическую обстановку в Московской области;
  • повышение безопасности движения и т.д.

1-й и 2-й этапы обоснования инвестиций:

  • исследование и сбор исходных данных по изучению зоны действия проектируемой ЦКАД;
  • инженерные обследования района трассы в пределах заданного коридора;
  • разработка предварительных вариантов прохождения трассы;
  • анализ транспортно-экономических характеристик района прохождения трассы и перспектив социально-экономического развития Московской области;
  • исследование правоприменительной практики ГЧП в сфере строительства платных дорог на примере 9 стран (Европа и Канада);
  • исследование интенсивности и состава движения в зоне тяготения трассы;
  • предварительный прогноз интенсивности движения.

Автор текста – заместитель генерального директора, руководитель проекта строительства ЦКАД ФГУ «Дороги России». Доклад прозвучал на конференции «ЦКАД: инвестиционные возможности Раменского и Домодедовского районов Подмосковья», организованной ИД Building.

Полная информация доступна только подписчикам журнала Building Business.

АДРЕС РЕДАКЦИИ, УЧРЕДИТЕЛЯ И ИЗДАТЕЛЯ

105005, МОСКВА, ПОСЛАННИКОВ ПЕР. Д.9, СТР.3.
ТЕЛ./ФАКС (495) 980-7113  ИНТЕРНЕТ: WWW.BUILDING.SU  E-MAIL:

© BUILDING Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения

Rambler's Top100