Building Online
Покупателям жилья (Life):
Инвесторам:
Арендаторам (Commercial):
Профессионалам (Business):
Архитекторам (ARX):
Сервисы:
 
BUILDING BUSINESS
Building Business
№7, Сентябрь
Архив
Реклама
Подписка
Мнения подписчиков
Конференции
Премия Building Awards Бизнес-школа
BUILDING LIFE Building Life
№6-7 (20)
Архив
Реклама
Подписка
Кто читает Building Life
Партнеры Building Life
BUILDING COMMERCIAL Building Commercial
№9, Сентябрь
Архив
Реклама
Подписка
Партнеры Building Commercial
ARX Building ARX
№5, Июль
Реклама
Подписка
BUILDING РЕГИОН
Building РЕГИОН
№1, Май

Russian Real Estate
Russian Real Estate
№2, Июнь
Реклама
Подписка
ПОИСК ПО САЙТУ

Google

 BUILDING.SU
 WWW



ПАРТНЕРЫ

МОДНОЕ МЕСТО

«Атриум»
Земляной вал, д. 33


Журнал Building Commercial №2

К одной из самых высоких в Москве арендных ставок пришлось идти через забастовку арендаторов и внутренние скандалы участников проекта. Сейчас это один из пяти лучших торговых центров Москвы. Наибольшим спросом здесь пользуются известные марки одежды и обуви, ориентированные на состоятельную и молодую публику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертная оценка — 44 балла. Генеральный директор Leeds PG Елена Флоринская определила «Атриум» как «почти идеальный festivalцентр с элементами регионального ТЦ» и отметила излишние изыски в подземном паркинге — «вместо внятных указателей зайчики и мишки».
КТО СТРОИЛ
Заказчик и девелопер: «Ингеоком»
Генподрядчик: Bouygues Batiment
Подрядчики: Hochtief, Codest, Skanska, Kone Lifts, OTIS
Архитекторы: Altoon+Porter Architects, Ove Arup&Partners, Marray O’Laoire
Инвесторы: «Ингеоком» и правительство Москвы
Объем инвестиций, $: 136 млн
ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТА
Ближайшие станции метро: «Курская», «Чкаловская»
Тип: региональный
Площадь участка: 2,4 га
Общая площадь, кв. м: 103 500
Арендуемая площадь, кв. м: 40 500
Количество уровней: 4 подземных и 6 наземных (из них 4 торгово-развлекательных)
Парковка: подземная платная 3-уровневая (на 700 мест)
Количество арендаторов: 107
Проектная норма доходности: 11,88%
«ЯКОРНЫЕ» АРЕНДАТОРЫ
«Седьмой континент» — 3000 кв. м, «Арбат Престиж» — 2600 кв. м, «Домино/Партия»
Арендаторы: «Манго», Mexx, «Титаник Видео Рекордс», Adidas, «Морган», «Бюстье», «Дикая орхидея», Betty Barclay, «Робинзон Багаж», Delta Sport
Развлечения: кинотеатр «Формула кино» с 9 залами; развлекательный центр «Катапульта»; детский центр «Атрилэнд»; зал игровых автоматов SuperSlots
УСЛОВИЯ АРЕНДЫ
Ставка аренды, $/кв. м: 1000–5000 в год
Средняя ставка аренды, $/кв. м: 1900–2000 в год
Эксплуатационные расходы, $/кв. м: 150–180 в год
Срок договора: от 5 лет
Депозит: 3 месяца

Доехать до центра можно на метро, троллейбусе, трамвае, электричке. Автомобилистам мешает только небольшая пробка на Садовом кольце. Мощная развлекательная часть — кинотеатр, боулинг, детский центр — привлекает тысячи посетителей. На грамотную изначально концепцию могут оказать негативное влияние действия «якорных» операторов, владеющих помещениями. Арендная плата — одна из самых высоких в Москве, а подземная стоянка — самая большая в пределах МКАД. В центр приезжают со всей Москвы — его любят студенты и «золотая молодежь», семьи и люди «из телевизора». Относительными конкурентами можно считать лишь ГУМ, ЦУМ и «Охотный ряд».

Создание ТРК «Атриум» началось еще в 1996 году под проектным названием «Сити Стар». Тогда к нему имели отношение компании «Ингеоком» и «Премьер СВ».

После дефолта 1998 года проект был заморожен, а «Премьер СВ» от участия в нем отказалась. Из вялотекущего состояния его вывело правительство Москвы, вложившее в строительство $54 млн в обмен на 40% акций компании, владеющей центром. 60% остались у «Ингеоком КРК», приложившей руку и к строительству ТК «Охотный ряд». Процесс возведения здания был осложнен конфликтом между «дорогим» генподрядчиком Bouygues Batiment и девелопером, и из-за подозрений в неправильном расходовании средств сроки сдачи сильно затянулись. Запланированное на декабрь 2001 года открытие было перенесено на весну 2002-го и состоялось 16 мая. Тогда посещаемость была низкая, часть магазинов не работала, рекламная кампания не проводилась. Это привело к знаменитой забастовке арендаторов «Атриума», когда они в один из дней просто не открыли магазины, требуя снизить арендную плату. Уладить разногласия удалось — управляющая компания провела масштабную рекламную кампанию центра на телевидении, радио и в глянцевых журналах, и посещаемость возросла.

Внутреннее развитие центра шло по пути усиления развлекательной и досуговой составляющей. В 2004 году на третьем уровне открылся развлекательный центр «Катапульта» с боулингом на 24 дорожки, бильярдным залом и ресторанами.

В конце 2004 года на четвертом уровне — детский развлекательный центр «Атрилэнд» с игровыми зонами, детскими кафе и аттракционами. В 2004 году был существенно расширен ресторанный дворик, где появились «Ростикс» и еще 4 оператора. В 2005 году на месте «Кинг Сайз» открылась «Меленка», была запущена и «Шоколадница». Но даже после расширения дворика по вечерам и выходным мест на нем не хватает.

«Атриум» расположен на Садовом кольце на площади Курского вокзала. Добраться до него можно как на автомобиле — по Садовому кольцу, так и пешком — с Курского вокзала или трех станций метро.

Пассажиропоток, проходящий через железнодорожный вокзал и станции метро, составляет примерно 200 000 человек в сутки.

Автомобиль можно оставить на отапливаемой и охраняемой подземной стоянке — она платная, равно как и туалеты. Дополнительно можно заказать услуги по мойке и химчистке салона. Есть альтернативная парковка — бравые ребята у Курского вокзала возьмут с вас не меньше 100 рублей. Как оказалось, для столь большого центра парковки на 700 мест явно недостаточно — автомобили стоят на Садовом кольце буквально в три ряда, поэтому проехать спокойно мимо «Атриума» можно разве что ночью. Для искоренения «нежелательных» элементов построенный между ТРК и Курским вокзалом переход решено было не открывать. Однако в центре все равно орудуют карманники.

Близость к центру и хорошая транспортная доступность предопределили высокую посещаемость объекта. По данным управляющей компании, в будние дни его посещает 25 000–30 000 человек, а в выходные — 75 000–80 000.

Сформировался и свой контингент посетителей — для многих его посещение как праздник. Перед походом в этот торговый центр одеваются поприличнее, сюда идут на других посмотреть и себя показать — здесь можно встретить звезд эстрады, политиков и известных бизнесменов. В центре проходят съемки телепередач и клипов.

Концепция центра сформирована таким образом, что жизнь в нем начинается поздним утром и продолжается до поздней ночи. Большинство магазинов открывается в 11 часов, а, например, «Катапульта» закрывается в шесть утра.

Конкурентное окружение центра — ГУМ, ЦУМ и «Охотный ряд» — уже устоявшееся. Усиления конкуренции можно ожидать только после того, как будут введены в строй еще несколько центров вдоль Садового кольца — подземные центры на Пушкинской площади и возле Павелецкого вокзала.

Крупнейшие торговые операторы центра не арендовали, а выкупили часть площадей на стадии строительства, выступив соинвесторами. Так, «Седьмой континент» приобрел 8500 кв. м на 1-м этаже. Купили квадратные метры сети «Домино/Партия» и «Арбат Престиж». В будущем продажа помещений может дорого обойтись «Атриуму». В 2004 году «Седьмой континент» продал 4200 кв. м своей площади неизвестной компании «ИнвестНедвижимость» за $22 млн, после чего арендовал из них 3000 кв. м за $2 млн в год (около $700/кв. м в год).

Оставшиеся площади были арендованы Carlo Pazolini, Calzedonia, сетью «Анарион», а также казино. Еще более непонятное будущее ожидает помещения «Домино/Партия» — сеть объявила о своем закрытии, и сейчас магазины не работают. Площади будут либо проданы, либо — что вероятнее — сданы в аренду. Отсутствие полного контроля над территорией может усложнить компании City Property Management эффективное управление центром как единым объектом.

За все время здание покинули только пять торговых арендаторов, в основном по причине несоответствия сложившейся концепции центра — в торговых галереях большинство магазинов рассчитано на молодых людей со средним и высоким достатком. Некоторые арендаторы уже проводят реконструкцию — так, недавно после реконструкции заработал магазин POLO Garage. Открываются и новые магазины — например, в 2005 году открылись на втором уровне Men's Merit и Via Italia.

В октябре открывается компьютерный APPLE Center. В центре работают туристическое бюро, отделение банка. Сейчас идет создание зоны услуг и сервиса — открытие химчисток, парикмахерских и т.д.

План типового этажа

Посмотреть на карте

Подписка на журнал Building Commercial

АДРЕС РЕДАКЦИИ, УЧРЕДИТЕЛЯ И ИЗДАТЕЛЯ

105005, МОСКВА, ПОСЛАННИКОВ ПЕР. Д.9, СТР.3.
ТЕЛ./ФАКС (495) 980-7113  ИНТЕРНЕТ: WWW.BUILDING.SU  E-MAIL:

© BUILDING Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения

Rambler's Top100