Девелопмент

Building Business№10(20) Декабрь

Жилая недвижимость

Building Life№10(24) Декабрь

Коммерческая недвижимость

Building Commercial№12(14) Декабрь

Архитектура

Building ARX№7 Декабрь


ПОИСК ПО САЙТУ

Google

 BUILDING.SU
 WWW


ПАРТНЕРЫ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН

30 июня 2006 года в отеле Holiday Inn Moscow Lesnaya прошла четвертая конференция ИД Building и журнала ARX «Архитектура коттеджных поселков». Генеральным партнером этой акции выступила корпорация «ИНКОМ-Недвижимость», спонсорами  компании Vuokatti и «Технониколь».

Программа конференции

Конференция была посвящена проблемам загородного строительства  одного из самых динамично развивающихся сегментов российского рынка недвижимости. Трудно выбрать более актуальную для летнего сезона тему  проекты застройки новых коттеджных поселков утверждаются буквально каждую неделю, однако с архитектурной точки зрения почти все эти начинания оставляют желать лучшего. Увы, приходится констатировать: пока пригороды Москвы и других мегаполисов России застраиваются хаотически и возникающие поселки с завидным постоянством демонстрируют стандартные, устаревшие подходы как к созданию концепции, так и к архитектуре домов. Для того, чтобы в корне изменить эту ситуацию, усилий одних только девелоперов или архитекторов недостаточно. Действовать нужно сообща, выработав универсальный язык общения. Именно эта тема и стала главной на прошедшей конференции.

Заседание открыл мастер-класс Мартина Биевенги (Martin Biewenga), старшего партнера всемирно известного бюро West 8 (Нидерланды), которое специализируется на градостроительном планировании и ландшафтной архитектуре. Среди знаковых проектов бюро  общественные зоны Luxury Village (Рублево-Успенское шоссе, Московская область), градостроительные планы жилого района Борнео Споренбург и зон Восточного залива (Амстердам), района South Bank Centre (Лондон), Chanel Island (Брюгге), регенерация портовых зон в Копенгагене. Мартин признался, что европейские архитекторы всегда мечтали проектировать в Москве и Подмосковье, которые развиваются по чрезвычайно эффективным градостроительным сценариям. Гармоничное сочетание урбанистического и дачного развития в современной Московской области выгодно отличает этот регион от пригородов того же Амстердама, которые, по образному сравнению Мартина Биевенги, больше похожи на бесконечный ковер с однообразным унылым рисунком. Проектируя новые городские районы и поселки таунхаусов, West 8 считает своей главной задачей придание местности неповторимого характера. Основными архитектурными средствами в борьбе за индивидуальность становятся генеральный план и ландшафт. «В каждом ландшафте необходимо найти либо создать некий ключевой элемент, фокусную точку, которая будет держать всю застройку,  считает Мартин Биевенга.  Такой фокусной точкой могут стать озеро или река, естественный перепад высот, старинная церковь или новый знаковый объект. Например, в нашем проекте застройки нового квартала голландского города Амсфор ею стало озеро: невзрачную канаву мы превратили в водную артерию и сеть небольших каналов, уподобив новый район Венеции. По похожей схеме мы действовали, проектируя и район города Альмере: восстановив экологию местного озера, мы создали не участки под застройку, но острова и полуострова, причем на двух последних установили знаковые общественные здания, которые сами предпочитаем называть скульптурами».

Основную мысль доклада Мартина Биевенги можно сформулировать так: «Успешный архитектурный проект  это проект, отличающийся от других». Особое оживление в зале вызвал тот факт, что голландцам приходится при планировании учитывать фактически каждый квадратный сантиметр и предпринимать максимально рациональные подходы, в то время как в Подмосковье земля распределяется достаточно щедро. Это стало началом одной из важных дискуссий, которая продолжалась не только в зале, но и в кулуарах. При этом Мартин отдает должное грамотному девелопменту и маркетингу, без которых архитектура вряд ли смогла бы успешно существовать. Российские участники конференции восприняли выступление Биевенги с большим интересом: отечественным девелоперам и проектировщикам было очень важно узнать, что они, хоть и путем многочисленных проб и ошибок, все-таки движутся в правильном направлении.

Пожалуй, их главная проблема сегодня в том, что вместо активного взаимодействия они фактически находятся по разные стороны баррикад. Архитекторы, как правило, чувствуют себя заложниками спускаемых «сверху» генпланов, а девелоперы, в свою очередь, убеждены в том, что проектировщики  витающие в облаках фантазеры, которых очень трудно заставить мыслить в русле коммерции. Впрочем, эти обидные для обеих сторон стереотипы постепенно уходят в прошлое. В Подмосковье появляются первые примеры правильно спланированных коттеджных поселков с удачной архитектурой. Все больше девелоперов, прогнозируя развитие своего бизнеса на годы вперед, осознают, что именно градостроительная схема поселка и архитектура коттеджей являются основой ликвидности загородной недвижимости и залогом комфортной и безопасной среды для его жителей. Особенно убедительно на конференции об этом говорил Савелий Орбант, директор управления загородной недвижимостью компании «Миэль-Недвижимость»: «Архитектура  это вещь, которую нельзя спрятать, поэтому на ней ни в коем случае не нужно экономить. Сегодня в Подмосковье в стадии активных продаж находится около 200 поселков. За счет чего они конкурируют друг с другом? Я убежден, что за счет архитектуры. Наша компания реализовала несколько крупных загородных проектов, например Барвиха CLUB (поселок таунхаусов) на Рублево-Успенском шоссе и M.O.N.A.K.O.V.O. (коттеджный поселок класса de luxe) на Икшинском водохранилище. Сегодня дома в них продаются по рекордно высоким ценам, что лишний раз убеждает нас в нашей правоте. Грамотный девелопмент  это, в первую очередь, грамотное проектирование как поселка в целом, так и отдельных его домов. На уровне разговоров архитекторы, бесспорно, это понимают, однако когда доходит до дела, выясняется, что очень многие из них хорошо рисуют, но плохо проектируют. У нас есть либо рисовальщики, либо инженеры, и задача девелоперов состоит в том, чтобы объединить их. Мы нашли простой выход: эскизный проект заказываем архитекторам, а стадию проект и рабочую документацию  бюро, которые не претендуют на звание творцов, но являются крепкими профессионалами и знают, что такое менеджмент. Еще один очень удобный способ взаимодействия с архитекторами  это проведение конкурсов. Во-первых, это стимулирует фантазию проектировщиков, а во-вторых, питает девелоперов идеями на несколько лет вперед». В частности, Орбант подробно рассказал о целях и процедуре конкурсов на вышеуказанные поселки.

Позицию архитекторов сформулировал Мурат Сахтарьек, руководитель проектного бюро «Архи Те Кто»: «Интересы девелоперов и архитекторов зачастую действительно расходятся, но я не стал бы во всем винить проектировщиков, которые якобы витают в облаках. Девелоперы порой слишком зациклены на сроках строительства (естественно, предельно сжатых) и оптимизации себестоимости, и это не может не отражаться на взаимоотношениях с архитектором. Фактически у нас отсутствует культура грамотного планирования очередности действий, и как следствие архитектура по-прежнему задается генпланом. А генплан, в свою очередь, делается по самому простому сценарию: земля нарезается на банальные квадраты. Проблема заключается еще и в том, что российский рынок проектирования загородных домов пока находится в зачаточном состоянии. Судите сами: сегодня в одном только Подмосковье строится около 300 поселков, в среднем по 80 домов в каждом, а архитектурных бюро, специализирующихся на таких проектах, наберется от силы 100. Это значит, что в среднем на одно бюро приходится по 240 проектов! До качества ли тут и нестандартных решений?» В своем докладе Сахтарьек провел обстоятельный анализ отечественного коттеджного строительства, сделал интересную историческую справку по наиболее интересным примерам загородных поселков в разных странах мира, а также провел параллели между пригородами Москвы и других крупных мегаполисов.

Во многом позицию предыдущего докладчика поддержал Владимир Биндеман, руководитель бюро «Архитектуриум», которое в последнее время специализируется на проектировании поселков таунхаусов. В своем сообщении он обратил внимание на этот новый тип жилья, его место и функции в градостроительной ткани московских пригородов, его особенности, в частности связанные с правильным взаимодействием архитектора и девелопера.

Александр Цимайло, руководитель бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» представил свой новый проект поселка таунхаусов, в котором жителям предлагается самим оформить главный фасад. По мнению архитектора, подобный подход позволит избежать монотонности застройки и достичь максимальной индивидуальности каждого жилища.

И все же определенные положительные сдвиги происходят, причем с обеих сторон. Об этом рассказал Марк Товве, руководитель архитектурного бюро «Ракурс»: «Отрадно, что сегодня заказчики все чаще приходят к архитекторам уже после консультации с маркетологом, сформировав предварительную концепцию поселка. Это очень важно, потому что такой заказчик внятно и четко формулирует задачу и техническое задание, охотно включается в процесс проектирования. Наше бюро разработало собственную модель эффективного взаимодействия с заказчиком. В ее основе лежит наглядность процесса проектирования. Мы рисуем объемные кубики, на одной стороне которых  существующая ситуация, на другой  предлагаемые решения, а верхняя грань  это деньги. И заказчику чрезвычайно просто понять, какие именно градостроительные и проектные предложения нужны и во что они ему обойдутся.

Еще несколько лет назад инвесторы подходили к строительству поселков исключительно с позиций краткосрочной коммерческой выгоды: относительно дешево покупали землю, подводили коммуникации, нарезали участки, строили два-три типовых проекта и благополучно все это продавали. Что мог сделать в этой ситуации архитектор? В лучшем случае подкорректировать генплан. Теперь заказчики уже думают о вопросах дальнейшей эксплуатации территории, вводят управляющую компанию, грамотно проектируют инженерные сети. Уверен, именно за такой стратегией  будущее«.

Тема, заданная Мартином Биевенгой, таким образом, нашла отклик у профессиональной аудитории. Конференция показала, что девелоперы и архитекторы мыслят одними категориями, считая, что залогом успеха загородного строительства являются грамотный генплан, качественно спроектированные инженерные сети, четкое зонирование будущей застройки. Самое же главное, что реализация этих постулатов  дело не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.

Полная информация доступна только подписчикам журнала Building Business.
 

Адрес редакции, учредителя и издателя

Москва, улица Станиславского, дом 10
Телефон/факс (495) 980-7113; Интернет: www.building.su; e-mail:

© Building. Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения

Rambler's Top100